Методический комментарий к составлению плана-конспекта урока

Можно ли обойтись,  сегодня без проектирования урока и если нет,  то какой  из этапов проектирования  требует от учителя наибольшего внимания,

Что значит: «Проектирование урока»? Почему не планирование урока?

Проведение урока по жесткому плану предполагает якобы обязательное достижение запланированного результата с той или иной степенью отклонения от цели урока, при чем предполагается, что это отклонение случается в результате именно недоработок преподавателя, вызванных «сопротивлением материала».

Напротив, вероятностный проект урока, а не жесткий план действий  должен обеспечить, как и всякий проект, только наиболее вероятностное достижение целей.

Особенность проекта по сравнению с планом в том, что его результаты вероятностны не только в смысле достижения -  недостижения, но и в смысле изменения по сравнению с первоначальным замыслом в зависимости от того  или иного сценария его развертывания. А тот или иной сценарий возникает и реализуется как совместное творчество всех участников проекта – и учащихся и преподавателя, которое основано на инсайте, озарении, что наверняка точно спрогнозировать, спланировать, организовать невозможно.

Проект предполагает создание педагогического события, в результате проживания которого личности, участвующие в нем, изменятся. План же – осуществление мероприятий, результатом которого   должно стать овладение, чаще всего запоминание, учащимися нормативных знаний, умений и навыков.      Проект имеет в основе внутреннюю рефлексию и саморазвитие, а план лишь внешнее изменение. Поэтому проект урока принадлежит к инструментовке именно вариативного и личностно ориентированного образования,

При подготовке к уроку главенствующими вопросами, стоящими перед преподавателем были и остаются:

  • Для чего учить?
  • Чему именно учить?
  • Как учить?

 При современном подходе к уроку как к элементу в более крупной единице, предназначенной для изучения темы,  оказывается неизбежным вопрос: зачем в структуре изучения темы нужен именно этот урок?

Поэтому проектирование урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет.

Определение типа урока – первый этап проектирования урока

Тип урока – это не штамп, не шаблон, не какая-то застывшая форма организации учебной работы, которую можно механически подставить под ту или иную учебную ситуацию.

При классификации уроков по дидактической цели под типом урока следует понимать образец, модель урока,  которые по своей дидактической конструкции, структуре, методике организации  наиболее соответствуют данной цели, что придает такому уроку определенное своеобразие по сравнению с другими.

Второй этап проектирования урока: постановка целей урока

Принципиально важный момент – выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока. В последнее время  я все чаще понимаю, что для уроков закрепления и в некоторых случаях для уроков изучения нового материала цели могут быть разными для разных учащихся в группе.   

Сформулированные цели урока необходимо представить в виде задач. Ориентиром здесь должен служить образовательный стандарт (что должен знать, уметь ученик, о чем должен иметь представление). 

Планирование результатов обучения – третий этап проектирования урока - представление целей системой задач

 Задачи, отвечающие ведущей цели урока, называют главными задачами. Еще хочу напомнить вам , что есть цели, а что есть задачи. Цели – это конечный результат урока, а задачи – это шаги, при помощи которых идут и приходят к цели.

Теперь,  исходя из  поставленных главных задач, подберем метод обучения, адекватный этим задачам.

Выбор метода обучения –четвертый этап проектирования урока

При выборе метода мы не должны забывать о психологических характеристиках учащихся  

На этом этапе для меня очень важным подспорьем является, теория множественных интеллектов Ховарда Гарднера:

  • визуалу (зрительный) и кинестетику (осязательный) не годятся долгие и эмоциональные повествования,
  • но аудиалу (слуховой) именно они дадут максимум эффекта;
  • кинестетику и аудиалу бессмысленно что-либо предъявлять в виде сложных схем или опорных конспектов, но визуалу как раз подобная методика легка и приятна;
  • визуалу и аудиалу с трудом даются работы с объемными макетами,
  • а кинестетик только в них и может получить наиболее адекватное для него понимание информации.   И исходя из этого определяю главные методы обучения!

Пятый этап проектирования урока - отбор подходящей организационной формы обучения

Под организационной формой будем понимать организационную форму урока и формы организации деятельности учащихся  на данном уроке. Форм организации урока сегодня огромное количество:

  • Лекция;
  • Семинар;
  • Диспут;
  • Практическое занятие;
  • Лабораторная работа;
  • Практикум;
  • Игра (педагогическая или дидактическая);
  • Экскурсия;
  • Конференция;
  • Зачет;
  • Контрольная работа;
  • Консультации;
  • Интегрированный урок (бинарный урок, урок-триада, урок-квартет, интеллект - урок)

Шестой важнейший этап – разработка структуры урока содержательное наполнение урока

На этом этапе будущий урок оформляется в виде документа, плана или схемы.

На данном этапе идет самая активная работа по созданию технологической карты урока, наполнение её конкретным содержанием различных видов деятельности. Здесь мы определяем:

  • Что расскажем учащимся;
  • Что потребуем изучить самостоятельно;
  • Какие зададим вопросы;
  • Какие задачи предложим на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы;
  • Какие задания дадим на длительные сроки (домашние, проектные задания и так далее);
  • Какую часть материала учащиеся могут освоить сами;
  • Где потребуется помощь преподавателя;
  • Что необходимо прочно запомнить
  • Что использовать только для иллюстрации;
  • Как закрепить вновь изученное;
  • Что будет интересным и легким;
  • А что трудным;
  • Какие приемы проверки успешности учащихся применить;
  • Как будет проходить контроль и коррекция их учебной деятельности
  • Каким образом будут достигнуты воспитывающие и развивающие аспекты,

Во всех случаях в плане или схеме, технологической карте будущего урока расставим значки, показывающие время и характер применения выбранных средств.  На этом завершается седьмой этап проектирования урока – отбор средств обучения.

Восьмой этап урока – способы рефлексии учебной деятельности на уроке

???? В чем особенность этого этапа.

Его место очень сложно определить! В начале урока традиционно может проводиться рефлексия эмоционального состояния и настроения, место этого вида рефлексии обусловлено установлением необходимого эмоционального контакта с классом. Часто этот вид рефлексии используется и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств – картины, музыка, разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций.

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Часто используется такая рефлексия на этапе актуализации знаний, умений, навыков. В конце урока также весьма продуктивен этот вид рефлексии, он позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока.

Ещё один вид – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Он может быть на любом этапе!

Девятый этап связан с имиджем урока. 

Это творчество самого учителя. Возможно, следует внести изменения в интерьер учебного помещения: переставит мебель, изменить оформление стендов, иначе повесить шторы, по-другому аранжировать цветы, сделать подсветку, свечи зажечь и т.д.

Не повредит музыка в первые и последние минуты при самостоятельной работе с материальными объектами – например, во время лабораторного опыта.

Частью проекта урок является внешний облик преподавателя – от  костюма до косметики и выражения лица.

Психотехники очень советуют придумать уроку девиз или эпиграф, временные атрибуты, носимые значки или эмблемы.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Тип урока

Типы современного урока

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

  • урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
  • урок закрепления знаний;
  • урок комплексного применения знаний;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;
  • комбинированный урок.

Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

  • в форме беседы;
  • лекции;
  • экскурсии;
  • кино-уроки;
  • самостоятельная работа учащихся;
  • лабораторные и практические работы;
  • сочетание различных форм занятий.

Цель урока

Возможные формулировки:

сформировать у учащихся представления о ... ;

обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей ...; добиться усвоения учащимися понятий (каких?); обучение новым способам деятельности; изучение дополнительных признаков;

обобщить и систематизировать знания о ... (или по конкретной теме); закрепление уже известного способа; отработать навыки (указать какие); обзор, упорядочение изученного; устранить пробелы в знаниях (каких) ; закрепить способы действий... ; обучить выполнению задания по образцу.

Развивающая задача предполагает, в основном, развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений. В данном случае нужно формулировку цели начинать со слов "создать (или обеспечить) условия для развития ...". 

Возможные формулировки:

создать (или обеспечить) условия для формирования умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,

создать (или обеспечить) условия для развития умений сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов,

создать (или обеспечить) условия для развития умений аргументировать и доказывать свое мнение,

создать (или обеспечить) условия для развития умений обобщать и синтезировать знания,

… выдвигать гипотезы и предположения,

… переносить знания в новые ситуации,

… искать аналогии и другие варианты решения,

… планировать свою деятельность,

… тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять;

… развивать ассоциативное мышление, воображение;

… устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изученного материала. создать (или обеспечить) условия для развития критического мышления при анализе и оценке...

Воспитательная задача предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. 

Возможные формулировки:

Создать (или обеспечить) условия для воспитания личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности (исполнительности, дисциплинированности, внимательности,

добросовестности, ответственности, трудолюбия, работоспособности);

Создать  условия для воспитания личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, целеустремленности, настойчивости, наблюдательности, волевых качеств, интуиции, сообразительности, самостоятельности);

Создать  условия для воспитания личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в ученическом коллективе (требовательности, принципиальности, критичности и самокритичности,  чуткости и гуманности, вежливости, тактичности, уважительности, скромности, дружелюбия, солидарности, стремления к взаимовыручке);

Создать  условия для формирования мировоззрения, активной жизненной позиции (уважения к своей Родине, формирование интереса к будущему страны, гуманизма и любви к прекрасному, воспитание патриотизма) .