Исследовательская деятельность – условие, средство и результат развития одарённости

Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?» Эйнштейн ответил: «А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие».

Конечно, это была лишь шутка. Но, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Ведь дело не в том, чтобы «не знать». Знать надо! А дело в том, чтобы

«сомневаться», не брать на веру все, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливают привычные представления. Вот он и делает открытие.

 

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. 

Как организовать исследовательскую работу школьника так, чтобы она не была бы просто изложением какой-либо информации, или, хуже того, готовым рефератом, взятым из Интернета, но чтобы она носила действительно исследовательский характер? Какие темы подходят для настоящего исследования? Как правильно формулировать цели и задачи, какие методы выбрать для работы?  Эти и другие вопросы задают себе педагоги при организации исследовательской деятельности. Постараемся осветить некоторые из них в этом выпуске методического вестника «Поиск».

Под исследовательской деятельностью мы понимаем творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Этапы исследования:

  • выявление (видение) проблемы;
  • постановка (формулирование) проблемы;
  • формулирование предмета как объекта исследования, постановка цели;
  • прояснение неясных вопросов;
  • формулирование гипотезы;
  • планирование и разработка учебных действий;
  • выбор методов исследования;
  • сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
  • проведение исследования;
  • анализ и синтез собранных данных;
  • сопоставление полученных данных и умозаключений;
  • обработка результатов;
  • проверка гипотез;
  • подготовка, написание работы;
  • структура текста;
  • публичная защита.

Понятийный аппарат исследования:

Проблема – это вопрос, который требует изучения. С определения проблемы, собственно и начинается исследование.

Тема – это область исследования. Название темы отражает содержание работы и должно быть лаконичным.

Объект исследования – что именно в этом мире мы исследуем

(например: человека, космические тела, продукты питания, воду и т.п.)

Цель – это формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования. При формулировки цели традиционно употребляют клише: определить…, установить…, выяснить…, уточнить…, разработать... . Необходимо отметить, что в исследовании может быть только одна цель.

Задачи – это конкретные действия, которые нужно совершить, чтобы достичь цели (что нужно сделать, чтобы решить проблему исследования). Формулируя задачи, мы фактически составляем программу исследования.

Гипотеза – предположение, которое требует проверки. Гипотеза записывается при помощи следующих речевых оборотов: можно предположить…, если.., то.., предполагается, что.. . Гипотеза должна быть проверяемой, логически непротиворечивой, соответствовать фактам действительности. В ходе исследования она либо подтверждается, либо опровергается.

Метод – способ достижения цели., то, с помощью чего мы будем исследовать (например: анализ, опрос, наблюдение, эксперимент, анкетирование, сравнение, количественная обработка данных и т.д.)

Формулировка темы исследования:

При выборе темы исследования нужно придерживаться следующих правил:

  • выбирать тему необходимо с учётом интересов, знаний и личного опыта ребёнка. Тема должна увлечь Вашего ученика;
  • тема должна быть конкретна. Объёмная тема может оказаться нераскрытой в рамках учебного исследования;
  • тема должна быть выполнима в имеющихся условиях и принести реальную пользу: реализация исследовательской потребности, развитие исследовательских умений, получение новых знаний;
  • тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. У учеников обычно ограничена способность долговременно и целенаправленно работать в одном направлении, поэтому следует стремиться к тому, чтобы исследовательская деятельность не требовала длительного времени.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!!!