Личность педагога в современной школе

Учитель – организатор процесса обучения, поэтому отношение учителя к своим воспитанникам и его позиция предопределяют развитие человеческих отношений в классе (а не просто влияют), а значит и предопределяют развитие социальных мотивов.

Стиль общения учителя, принятая им позиция – это первое, что оказывает влияние на формирование эмоций, потребностей, мотивов и определяет судьбу ребенка в школе.

Второе – это значимость учителя для учеников (по терминологии А. В. Петровского – референтность).

Референтный учитель – это учитель, ценность, нормы и стандарты поведения которого являются ориентиром для ученика, одобрение которого как бы стремится получить ребенок.

Таким образом, успешность воспитания нравственно-ценной мотивации зависит от соблюдения учителем некоторых принципов:

  • педагогический гуманизм («принятие» всех учащихся, доверие к ним, уверенность в их способностях, соблюдение их интересов);
  • эмпатическое понимание учеников, которое предполагает стремление и умение «чувствовать другого как себя»;
  • сотрудничество – установка на доверительное, открытое общение с детьми, обеспечение им роли «активного деятеля» на уроке, постепенное превращение учеников в соавторов учебного процесса;
  • диалогизм – умение слушать ребенка, интересоваться его мнением, вести межличностный диалог на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;
  • личностная позиция учителя, его способность творческого самовыражения. Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами – детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несет большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Прежде всего необходимо определить критерий педагогического мастерства. 

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог – мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

При характеристике понятия «педагогическое мастерство» возникает ряд вопросов:

  • Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?
  • Педагогическое мастерство – это врожденное качество или педагогическому мастерству можно обучить каждого желающего подобно тому, как ребенка можно научить читать и писать?
  • Что является критериями педагогического мастерства?
  • Как и в каких «единицах» можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий.

К сожалению, до настоящего времени еще не найдены исчерпывающие ответы на большинство поставленных вопросов. Но исследователи, как правило, сходятся во мнении о необходимости рассмотрения в первую очередь вопроса о личности учителя, способного к педагогическому творчеству и обладающего педагогическим мастерством.

С философской точки зрения личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Основная нагрузка этого определения лежит на словосочетании «социально значимые черты», следовательно, чтобы разработать модель личности педагога 

в адаптивной школе, надо в первую очередь определить, что это за социально значимые черты. С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, это профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Но наука – это одно, а на практике мы должны очень хорошо представлять, чего ждут от нас дети, ведь они являются главным «индикатором» нашей деятельности. 

Из опыта работы учителей 

  • Работа строится на основе оценки интереса к предмету.

Для реализации данной цели разработан комплекс мер по развитию и поддержанию устойчивого интереса к обучению истории.

  • Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребенку шанс проявить себя. Научить любить историю не как школьный предмет, а как часть своего духовного Я».
  • Воспитательный аспект работы.

За многие годы работы в школе выработался принцип взаимоотношений в режиме учитель – ученик: никогда не называть ученика по фамилии и употреблять ее только в случае, если есть необходимость проявить строгость и показать недовольство совершенным проступком. Прием крайне редкий и вследствие этого очень эффективный.

  • Формы работы на уроке.

Для реализации основной цели своего педагогического творчества учитель большое внимание уделяет созданию ситуации успеха на уроке. Ситуация успеха рассматривается как проживание субъектом (учеником) своих личностных достижений в контексте истории его собственной жизнедеятельности. Учитывая, что данная ситуация всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиции завтрашних перспектив. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, чего он стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть не что иное, как счастье в одной из его разновидностей. Часто в работе используется прием – выделение «персональной исключительности», операция тонкая и изящная. Для ее проведения учитель разрабатывает разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка, и т. д. Для разных классов предусматривается разный темп урока и разные системы вопросов для обобщения учебного материала. Необходимым приемом деятельности является «высокая оценка детали» – самое трудное, ибо подчас тяжело выделить ту деталь, за которую можно дать высшую оценку, чтобы это могли адекватно оценить все дети класса и поддержать создаваемую ситуацию.

Важнейшим показателем успешности выбранной технологии является умение учителя создать атмосферу доброжелательности. 

При этом педагог продумывает методические приемы, обеспечивающие:

  • снятие страха перед предметом;
  • высокую мотивацию;
  • авансирование (оглашение достоинств ребенка);
  • преобладание скрытой инструкции;
  • поддержку индивидуальности (исключительности) школьника;
  • объективность и доброжелательность педагогического внушения;
  • высокую оценку успешно выполненной каждой детали деятельности школьника.

Очень важным в работе учителя считают постоянное педагогическое воздействие и на уроке, и во внеурочное время, причем его работа с учениками после уроков охватывает не только тот класс, где учитель является классным руководителем, но и учащихся других классов. Позиция учителя на уроке бывает 2 типов:

  1. Учитель на пьедестале.
  2. Учитель без пьедестала.

Учитель на пьедестале – такая позиция неоднородна. Есть разные стили учительского поведения, так сказать, разные «пьедесталы», на которые взбирается человек, чтобы спрятать от учеников свою личность.

Американский психолог Вирджиния Сатир предложила типологию стилей ведения урока.

Учитель-начальник.

Его пьедестал – власть. От учеников он требует, прежде всего, послушания. Он похож на тирана, который постоянно подчеркивает свою силу, все на свете знает. Он всех обвиняет и держит в страхе. Это учитель, знающий скрытые пороки и тайные страхи своих учеников. Он умело использует эти знания для поддержания своего авторитета. Он считает, что учитель должен дать ответ на любой вопрос и по любому поводу иметь свою единственную «правильную» точку зрения.

Результаты такого стиля поведения – конфликты, обиды, «бунт» учеников, отсутствие искренности во взаимоотношениях учителя с учениками.

Учитель-компьютер.

Его пьедестал – компетентность. Он требует от учеников знаний, информации, фактов. Это – вещатель с каменным лицом, произносящий простые истины, похожий на робота. Он считает, что в обучении и воспитании главное – компетентность, и если ею кто-то и обладает, то только он сам. Его речь богата безличными предложениями («Все знают, что...», «Хорошо известно, что...», «Говорят...», «Есть мнение...». Это «закрытый», «холодный» учитель.

Результат такого стиля поведения – снижение уверенности в себе учеников, отсутствие у них положительных эмоций на уроках, снижение мотивации к занятиям, даже отвращение к ним.

Учитель-мученик.

Его пьедестал – бесконфликтность. От учеников ожидает послушания. Он хочет только служить другим. Больше всего он боится конфликтов. Он испытывает постоянное чувство вины и взваливает на себя чужую работу. По сути, он все время избегает душевного напряжения.

Результат – одних учеников это поведение учителя провоцирует на манипуляцию учителем, у других формирует страх возникновения проблемы (боится расстроить учителя, скрывает).

Учитель-приятель.

Его пьедестал – популярность. От учеников он требует хорошего к себе отношения. Это снисходительный товарищ, всегда и все готовый простить (независимо от последствий). Ведет себя беззаботно и, по сути, равнодушно по отношению к ученикам и их проблемам.

Результат – отсутствие у учеников чувства ответственности.

Все это – разновидности позиции «на пьедестале».

Возможно, что в поведении конкретного учителя они смешаны, и в одних ситуациях он ведет себя как начальник, а в других – как компьютер или мученик.

Учитель без пьедестала.

Теперь обратимся к иной позиции – партнерской.

Партнерская позиция учителя означает отсутствие вообще какого-либо пьедестала. Это человек, который знает, что нет никакого, даже самого гуманного, основания для утверждения своей правоты за счет другого.

Учителя-партнеры ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными  руководителями.  Свою   задачу  они  видят  в  том,  чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Их поведение не расходится со словами.

Все мы всего лишь люди. Никто не превращается в воспитателя автоматически в тот момент, когда получил диплом института.

Умение выбрать соответствующую ситуацию и время, чтобы поговорить с учениками тогда, когда они готовы выслушать учителя, приходит после многих ошибок и разочарований. Но мы должны постараться сделать так, чтобы этих ошибок было меньше.