Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Новополоцкого горисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 4 г. Новополоцка
ПЛАН мероприятий
Государственного учреждения образования «Средняя школа № 4 г.Новополоцка»
по противодействию коррупции на 2025 год
№ |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Исполнители |
1. |
Составление плана мероприятий по противодействию коррупции на 2025 год |
Декабрь 2024 |
Директор Ходосевич С.Г. |
2. |
Информирование коллектива о работе, проводимой государственными органами по борьбе с коррупционными проявлениями в обществе с привлечением работников правоохранительных органов |
Ежемесячно |
Заместитель директора по УР Жукова М.В. |
3. |
Участие в совещаниях по вопросам организации работы по противодействию коррупции |
В течение года |
Директор Ходосевич С.Г. |
4. |
Рассмотрение вопросов исполнения законодательства о противодействии коррупции и разъяснение работникам школы законодательства в сфере противодействия коррупции, укрепления трудовой дисциплины и порядка на собраниях коллектива с приглашением сотрудников правоохранительных органов, налоговой инспекции |
В течение года |
Директор Ходосевич С.Г. |
5. |
Размещение на сайте школы наглядной информации по противодействию коррупции, попечительского совета |
В течение года |
Инженер-программист Лущик С.И. |
6. |
Рассмотрение в соответствии с действующим законодательством обращений граждан, содержащих сведениях о коррупции, находящихся в компетенции руководства школы |
В течение года |
Директор Ходосевич С.Г. |
7. |
Предупреждение фактов необоснованного сбора денежных средств на нужды классных коллективов, а также на укрепление материально-технической базы |
В течение года |
Заместитель директора по ВР Петкевич С.Д. |
8. |
Недопущение фактов сбора денежных средств на приобретение подарков для педагогических работников в период проведения выпускных экзаменов, выпускных вечеров и других мероприятий в учреждении образования |
В течение года |
Заместитель директора по УР Жукова М.В. Заместитель директора по ВР Петкевич С.Д. |
9. |
Осуществление контроля за использованием приобретенного и полученного оборудования, за проведением инвентаризации имущества учреждения, за обеспечением учета материальных ценностей |
В течение года |
Заместитель директора по ХР Молоков М.В. |
10. |
Контроль за расходованием средств попечительского совета |
В течение года |
Директор Ходосевич С.Г. |
11. |
Контроль за исполнением требований, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности (репетиторству), конфликта интересов педагогического работника |
В течение года |
Заместители директора по УР Козлова И.В. Жукова М.В |
12. |
Осуществление контроля за организацией приема на работу в соответствии со штатным расписанием |
В течение года |
Директор Ходосевич С.Г. |
13. |
Контроль осуществления приема детей в1-е, 10-е и другие классы |
В течение года и летнего периода |
Директор Ходосевич С.Г. Заместители директора по УР Козлова И.В. Жукова М.В. |
14. |
Анализ сроков проведения аттестации педагогических работников |
В течение года |
Заместитель директора по УР Павлёнок О.С. |
15. |
Контроль за проведением факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, объединений по интересам |
В течение года |
Заместители директора по УР Козлова И.В. Жукова М.В. |
16. |
Проведение уроков правовых знаний, классных часов, посвященных формированию правового сознания и антикоррупционного мировоззрения учащихся |
В течение года |
Заместитель директора по ВР Петкевич С.Д. Классные руководители |
17. |
Осуществление контроля за оказанием платных образовательных услуг |
Ежемесячно |
Заместители директора по УР Козлова И.В. Жукова М.В. |
18. |
Осуществление контроля за организацией и проведением итоговой аттестации учащихся |
Июнь |
Заместитель директора по УР Жукова М.В. |
19. |
Осуществление контроля за получением, учетом, хранением заполнением и выдачей документов об образовании, их дубликатов |
Июнь, в течение года |
Заместитель директора по УР Жукова М.В. |
20. |
Контроль за обоснованностью и рациональностью распределения учебной нагрузки, согласование тарификации |
Август |
Директор Ходосевич С.Г. Заместители директора по УР Козлова И.В. Жукова М.В. |
21. |
Контроль за использованием труда подчинённых, учащихся в личных целях |
В течение года |
Директор Ходосевич С.Г. |
22. |
Контроль за использованием спонсорской помощи |
В течение года |
Директор Ходосевич С.Г. |
23. |
Информирование об изменении законодательства Республики Беларусь о коррупции и ответственности за коррупционные преступления |
По мере изменения законодательства |
Заместитель директора по УР Жукова М.В. |
24. |
Проведение собраний для законных представителей учащихся по вопросам формирования антикоррупционного мировоззрения |
В течение года |
Заместитель директора по ВР Петкевич С.Д. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации антикоррупционной работы в государственных органах и организациях
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны Генеральной прокуратурой во исполнение подпункта 10.1 пункта 10 решения восемнадцатого республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией от 22.12.2018 (далее – решение РКС).
В ходе их подготовки учтены результаты проведенного Генеральной прокуратурой мониторинга практики методического обеспечения антикоррупционной деятельности в государственных органах и организациях.
Цель Методических рекомендаций - формирование единого подхода к осуществлению деятельности по предупреждению коррупции в государственных органах и организациях.
Приведенные ниже положения Методических рекомендаций носят рекомендательный характер.
Государственным органам и организациям в рамках выполнения подпункта 1.4 пункта 1 решения РКС следует разработать методические рекомендации с учетом специфики конкретной сферы деятельности и положений настоящих Методических рекомендаций.
В дополнение к законодательно предусмотренным могут разрабатываться и применяться иные меры противодействия коррупции, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
Справочно. В Белорусском республиканском союзе потребительских обществ функционирует автоматизированная система «Коррупция», содержащая информацию об уволенных по отрицательным мотивам работниках. В Министерстве по налогам и сборам – реестр близких родственников работников территориальных инспекций, которые являются учредителями (участниками), руководителями организаций, ИП и осуществляют деятельность на соответствующей территории.
В организациях системы концерна «Белнефтехим» утверждена политика по борьбе с коррупцией и взяточничеством. В Государственном таможенном комитете – антикоррупционная политика таможенных органов и рекомендации по ее реализации, а также комплекс мер по противодействию правонарушениям, создающим угрозу собственной безопасности, на 2016-20120 годы.
Основы государственной антикоррупционной политики определены Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией).
Согласно статье 1 Закона о борьбе с коррупцией под коррупцией понимается:
Помимо Закона о борьбе с коррупцией вопросы борьбы с коррупцией регулируются следующими основными нормативными правовыми актами:
2. Структурные подразделения и должностные лица, ответственные за организацию работы по противодействию коррупции
Борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения мер, предусмотренных статьей 5 Закона о борьбе с коррупцией.
Согласно статье 9 Закона о борьбе с коррупцией государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с актами законодательства.
Справочно. К государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией, относятся Следственный комитет, органы Комитета государственного контроля, Государственный таможенный комитет и таможни, Государственный пограничный комитет и иные органы пограничной службы, Министерство по налогам и сборам и его инспекции, Министерство финансов и его территориальные органы, Национальный банк, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Другие государственные органы и иные организации также участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с актами законодательства.
Общественные объединения участвуют в борьбе с коррупцией в соответствии с Законом о борьбе с коррупцией и иными актами законодательства.
Конкретный перечень реализуемых мер определяется государственными органами и иными организациями самостоятельно исходя из специфики их деятельности и реализуемых функций, оценки коррупционных рисков. При этом данные меры не должны противоречить законодательству и налагать на работников организации и иных лиц ограничения, не предусмотренные законодательными актами.
В силу статьи 43 Закона о борьбе с коррупцией руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны:
Меры борьбы с коррупцией реализуются в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполнительных комитетах, местных администрациях районов в городах посредством создания и деятельности комиссий по противодействию коррупции в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции» (далее – Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции).
Обязанность возглавлять комиссию по противодействию коррупции (далее – комиссия) возложена на руководителя соответствующего государственного органа, организации.
Основными задачами комиссии являются:
Отдельные полномочия и обязанности в сфере борьбы с коррупцией законодательством возложены на службы собственной безопасности, кадровые, юридические, контрольные и иные службы (подразделения) либо должностных лиц организаций.
Государственным органам и иным организациям следует обеспечить работников, вовлеченных в деятельность по противодействию коррупции, справочными и иными материалами, доступом к электронным базам законодательства, иным ресурсам, необходимым для выполнения возложенных на них антикоррупционных функций.
Целесообразно создавать условия для регулярного участия таких работников в семинарах и конференциях по вопросам борьбы с коррупцией, а также прохождение ими антикоррупционного обучения и повышения квалификации.
3. Профилактические механизмы и пути их реализации
3.1. Оценка и минимизация коррупционных рисков
Основным методом противодействия коррупционным проявлениям, который обеспечивает высокую эффективность профилактики коррупционных проявлений в деятельности государственных органов и иных организаций, является оценка и минимизация возникающих коррупционных рисков.
Согласно абзацу четвертому пункта 4 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции оценка коррупционных рисков и выработка мер по их минимизации возложена на комиссии по противодействию коррупции, которые для этого наделены необходимыми полномочиями. Меры по минимизации коррупционных рисков могут приниматься не только в государственных органах, но и в подчиненных организациях.
Цель такой оценки - определение конкретных процессов и деловых операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации правонарушений коррупционного характера.
Оценка позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности организации и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.
Порядок проведения оценки коррупционных рисков может включать следующие этапы:
Анализ коррупционных рисков осуществляется по следующим направлениям:
1) выявление и оценка коррупционных рисков в правовых актах, регулирующих деятельность государственного органа или организации, на наличие:
2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности в целях установления фактов нарушения законодательства при:
Вышеперечисленный перечень не является исчерпывающим.
Оценка коррупционных рисков, возникающих в деятельности государственных органов и организаций, заключается в определении:
Например, при изучении коррупционных рисков при осуществлении административных процедур анализ проводится на наличие:
При проведении оценки информация о коррупционных рисках может быть получена из следующих источников:
По результатам оценки коррупционных рисков следует осуществлять подготовку информации, которую рассматривать на заседании комиссии. Указанная информация может содержать сведения о выявленных коррупционных рисках, рекомендации по их устранению, сроки реализации рекомендаций по устранению выявленных коррупционных рисков и др.
Справочно. В Министерстве юстиции разработаны методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков, а также перечень направлений деятельности, которые могут нести коррупционные риски, Министерстве спора и туризма – методические рекомендации по снижению коррупционных рисков при проведении закупок.
В Министерстве здравоохранения утверждена карта коррупционных рисков с указанием коррупционно опасных функций, типовых ситуаций, мер по нейтрализации рисков.
С информацией о результатах анализа коррупционных рисков также целесообразно ознакомить государственных должностных лиц государственного органа, организации. Форма такого ознакомления законодательством не установлена. Возможным вариантом является размещение соответствующей информации в общедоступном месте (на стендах, в сети Интернет, внутренней компьютерной сети и другим способом).
Справочно. В Министерстве по чрезвычайным ситуациям проведена работа по корректировке перечня лицензируемых видов деятельности (из перечня исключена деятельность по торговле средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения), оптимизации требований пожарной безопасности.
В Министерстве здравоохранения с 2018 года заседания комиссии по определению первоочередных закупок транслируются онлайн в сети Интернет, осуществляется ротация членов конкурсных комиссий.
В Министерстве юстиции в целях снижения коррупционных рисков в сфере оценки и реализации арестованного имущества с июня 2017 г. действует электронная торговая площадка на базе РУП «БелЮрОбеспечение». В 2018 году введено использование работниками органов принудительного исполнения персональных видеорегистраторов.
3.2. Обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений
В соответствии со статьей 16 Закона о борьбе с коррупцией государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьями 17-20, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.
Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной организации.
Должностные лица кадровой службы государственного органа, иной организации за неисполнение возложенных на них должностных обязанностей по оформлению письменного обязательства государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, либо несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном законодательными актами.
Лица, приравненные к государственным должностным лицам, обязательство, предусмотренное статьей 16 указанного Закона о борьбе с коррупцией, не подписывают.
Определение государственных должностных лиц и лиц, приравненных к государственным должностным лицам, содержится в абзацах 3, 5 ст.1 Закона о борьбе с коррупцией.
В государственном органе либо организации целесообразно составлять перечень работников, которые в соответствии с законодательством относятся к государственным должностным лицам. Такая практика сформирована, например, в Министерстве финансов. В Министерстве экономики, Национальном банке утверждены формы письменных обязательств.
Целесообразно установить в организации порядок истребования кадровой службой обязательств у государственных должностных лиц и лиц, претендующих на занятие должности государственного должностного лица, и порядок хранения этих документов.
Не ознакомление государственного должностного лица с установленными ограничениями либо неподписание им обязательства не освобождает его от ответственности в случае нарушения требований антикоррупционного законодательства.
В организации необходимо осуществлять контроль своевременности оформления обязательств по соблюдению антикоррупционных ограничений, установленных законодательством для государственных должностных лиц.
Не допускается оформление кадровой службой такого обязательства в отношении лиц, не относящихся к государственным должностным лицам, претендентам на должность государственного должностного лица, а также включение в обязательство ограничений, которые не предусмотрены законодательством либо которые в соответствии с законодательством на данного работника не распространяются.
3.3. Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц
Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных лиц, предусмотрены частями 1, 3 статьи 17 Закона о борьбе с коррупцией.
Законом о борьбе с коррупцией для отдельных категорий государственных должностных лиц установлены дополнительные ограничения частью 2 статьи 17 (иная оплачиваемая работа), статьей 18 (совместная служба (работа) в государственных органах и организациях супругов, близких родственников или свойственников), статьей 19 (участие в деятельности органов, осуществляющих функции надзора и контроля в организации), статьей 20 (управление долями в уставных фондах (акциями) коммерческих организаций).
Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 17 Закона о борьбе с коррупцией законодательными актами для государственных должностных лиц могут быть установлены иные ограничения.
Например, статьей 255 ТК ограничено право руководителя государственной организации и организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов акций (долей) находятся в собственности государства, выполнять оплачиваемую работу на условиях совместительства, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Порядок реализации отдельных ограничений, установленных в отношении государственных должностных лиц, может быть детализирован иными законодательными актами.
Для лиц, приравненных к государственным должностным лицам, супруга (супруги) государственного должностного или приравненного к нему лица, близких родственников или свойственников, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство с государственным должностным или приравненным к нему лицом, ограничения установлены частью 5 статьи 17 Закона о борьбе с коррупцией.
В отношении лиц, приравненных к государственным должностным лицам, законодательными актами могут быть установлены иные ограничения (часть 6 статьи 17 Закона о борьбе с коррупцией).
3.4. Декларирование доходов и имущества
Порядок декларирования доходов и имущества государственными должностными и иными лицами определен главой 4 Закона о борьбе с коррупцией.
Обязанности по приему деклараций о доходах и имуществе, их учету, хранению, организации проверки полноты и достоверности указанных в них сведений возлагаются на кадровую службу.
Предусмотрено декларирование доходов и имущества:
Доходы, подлежащие обязательному декларированию, определены статьей 26 Закона о борьбе с коррупцией, имущество, подлежащее обязательному декларированию, и порядок определения его стоимости – статьей 27 названного Закона.
При осуществлении декларирования доходов и имущества государственных должностных лиц, занимающих ответственное положение, и лиц, поступивших на государственную службу путем избрания, их супруга (супруги), несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), а также совершеннолетних близких родственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство, подлежит декларированию также имущество, находившееся в фактическом владении, пользовании этих лиц на возмездной или безвозмездной основе 183 дня и более в течение декларируемого периода, за исключением предоставленных в установленном порядке жилых помещений в общежитии, жилых помещений государственного жилищного фонда, а также имущества, используемого для целей исполнения служебных (трудовых) обязанностей (статья 31). Декларирование сведений о долях в уставных фондах (акциях) хозяйственных товариществ и обществ, паях в имуществе производственных и потребительских кооперативов вышеуказанными лицами в соответствии со статьей 31 Закона о борьбе с коррупцией осуществляется независимо от стоимости.
Кроме того, данные лица в декларациях указывают сведения (пояснения) об источниках и размерах доходов, за счет которых в декларируемый период приобретено (получено во владение, пользование) имущество, указанное в декларации.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2016 № 19 «О некоторых вопросах декларирования доходов и имущества государственными служащими и иными категориями лиц» (далее – постановление № 19) установлены формы деклараций.
Порядок заполнения деклараций определен Инструкцией о порядке заполнения физическими лицами деклараций о доходах и имуществе, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.01.2008 №1.
В соответствии со статьей 35 Закона о борьбе с коррупцией государственные органы, иные организации, должностные лица, в которые (которым) представляются декларации, осуществляют контроль за соблюдением порядка декларирования, полнотой и достоверностью сведений, указанных в декларациях, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Проверка и хранение деклараций о доходах и имуществе осуществляются в порядке, определенном постановлением № 19.
Нарушение порядка декларирования доходов и имущества влечет административную ответственность в соответствии со статьей 23.9 КоАП.
При этом не является административным правонарушением, предусмотренным статьей 23.9 КоАП, указание в декларации о доходах и имуществе:
3.5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов
Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников организации является одним из ключевых профилактических элементов предотвращения коррупции.
Согласно статье 1 Закона о борьбе с коррупцией конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).
При отнесении ситуации к конфликту интересов следует установить каждый из элементов, указанных в законодательном определении конфликта интересов:
1) государственное должностное лицо, в деятельности которого возникает конфликт интересов;
2) наличие личного интереса государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников (перечень субъектов является исчерпывающим);
3) наличие у государственного должностного лица конкретных обязанностей по службе, на которые может повлиять личный интерес (принятие решения или участие в принятии решения либо совершение других действий по службе (работе));
4) факт влияния личного интереса на надлежащее исполнение служебных обязанностей или наличие реальной возможности такого влияния.
Для констатации конфликта интересов необходимо установить:
Не образуют конфликта интересов:
В части 1 статьи 21 Закона о борьбе с коррупцией закреплена обязанность государственного должностного лица уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов. Руководитель может не принять заявленный государственным должностным лицом самоотвод и письменно обязать государственное должностное лицо совершить соответствующие действия по службе (работе).
Основанием для непринятия самоотвода является отсутствие конфликта интересов либо возможность его урегулирования иными способами.
Уведомление оформляется, например, в виде докладной записки, заявления или иным образом в письменной форме. Самоотвод также оформляется в письменной форме.
Уведомление, самоотвод и принятые по ним решения оформляются в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4.
О возникновении или возможности возникновения конфликта интересов и результатах рассмотрения заявленного государственным должностным лицом самоотвода его руководитель информирует руководителя государственного органа, иной организации.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона о борьбе с коррупцией руководитель государственного органа, иной организации, которому стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию.
В части 3 статьи 21 Закона о борьбе с коррупцией закреплен перечень мер, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, которые может принять руководитель государственного органа, иной организации:
При разрешении конфликта интересов следует руководствоваться принципами:
Существует ряд ситуаций, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным.
Например, государственное должностное лицо является членом аттестационной комиссии, которая принимает решение в отношении родственника этого государственного должностного лица. В данной ситуации государственному должностному лицу не следует участвовать в заседании аттестационной комиссии, принимающей указанное решение.
Государственное должностное лицо участвует в принятии решения о закупке организацией товаров, продавцом которых является лицо, с которым связана личная заинтересованность государственного должностного лица (родственник, свойственник и др.). В таком случае государственному должностному лицу необходимо заявить самоотвод от участия в этой процедуре закупки либо оно может быть отстранено от такого участия руководителем организации.
Государственное должностное лицо участвует в осуществлении управленческих функций в отношении организации, перед которой он сам, его родственники имеют имущественные обязательства. В этом случае следует урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.) либо заявить самоотвод от участия в принятии решений в отношении такой организации. До урегулирования имущественного обязательства государственное должностное лицо может быть отстранено от исполнения должностных обязанностей в отношении указанной организации.
Государственное должностное лицо является участником хозяйственного общества, доли (акции) которого переданы им в установленном порядке в доверительное управление. В этом случае государственному должностному лицу при участии в принятии решения в отношении такого общества необходимо уведомить непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов.
Приведенный перечень ситуаций конфликта интересов не является исчерпывающим.
4. Виды юридической ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства
Основанием для наступления юридической ответственности является установленный факт совершения лицом правонарушения, создающего условия для коррупции (статья 25 Закона о борьбе с коррупцией), коррупционного правонарушения (статья 37 Закона о борьбе с коррупцией) либо несоблюдение им определенных требований антикоррупционного законодательства.
Указанная юридическая ответственность устанавливается УК, КоАП, ТК и иными законодательными актами.
Ответственность может быть уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной.
Перечень коррупционных преступлений установлен совместным постановлением Генеральной прокуратуры, КГК, ОАЦ, МВД, КГБ, Следственного комитета от 27.12.2013 № 43/9/95/571/57/274 и в настоящее время включает 10 составов преступлений. К числу коррупционных преступлений, за совершение которых наступает уголовная ответственность, относятся:
За совершение деяний коррупционного характера может наступать административная ответственность согласно нормам КоАП, например, по статье 11.16 (нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг)), статье 11.77 (нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств), статье 21.17 (нарушение порядка проведения процедур закупок при строительстве), статье 23.83 (нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов), статье 23.84. (нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи); статье 10.5 (мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, а равно покушение на такое хищение) и др.
Кроме того, лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности установлен законодательством. Например, порядок применения мер дисциплинарной ответственности за дисциплинарные проступки определен главой 14 ТК. Особенности дисциплинарной ответственности отдельных категорий работников могут быть предусмотрены законодательством.
Для констатации наличия в деянии коррупционного правонарушения или правонарушения, создающего условия для коррупции, необходимо установить все признаки соответствующего деяния (в частности, что лицо относится к категории государственных должностных лиц или лиц, приравненных к государственным должностным; установить все признаки деяния, указанные в соответствующем абзаце статьи 25 или статьи 37 Закона о борьбе с коррупцией, если это предусмотрено в соответствующем абзаце – признаки государственной организации и др.).
Коррупционные правонарушения и правонарушения, создающие условия для коррупции, а также нарушения антикоррупционного законодательства (например, несоблюдение правил урегулирования конфликта интересов) следует отличать от других дисциплинарных проступков и административных правонарушений, не относящихся к коррупции.
Если признаки деяния прямо не указаны в статьях 25, 37 Закона о борьбе с коррупцией или иных статьях названного Закона, то относить деяние к коррупционным правонарушениям и правонарушениям, создающим условия для коррупции, иным нарушениям антикоррупционного законодательства нельзя.
К примеру, статьей 18 Закона о борьбе с коррупцией запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Однако, если нарушается аналогичный запрет, установленный в негосударственных организациях по решению собственника в соответствии с частью 2 статьи 27 ТК, нарушение антикоррупционного законодательства отсутствует.
Следует учитывать, что неверное отнесение деяния к нарушениям антикоррупционного законодательства может повлечь определенные правовые последствия. Например, согласно статье 42 Закона о борьбе с коррупцией по требованиям, связанным с возмещением вреда, причиненного совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, устанавливается десятилетний срок исковой давности, исчисляемый со дня их совершения. Если деяние не является коррупционным правонарушением или правонарушением, создающим условия для коррупции, то применяется общий срок исковой давности.
При решении вопроса о привлечении лица к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения и правонарушения, создающие условия для коррупции, следует принимать во внимание требования части 2 статьи 71 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 «О нормативных правовых актах» (далее – Закон об НПА), в которой закреплена норма о том, что применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случаях привлечения к ответственности, ограничения прав и установления обязанностей.
Определения аналогии закона и аналогии права даны в статье 2 Закона об НПА. Аналогия закона - применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих данные общественные отношения, норм права, регулирующих сходные общественные отношения. Аналогия права - применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал и смысла законодательства, отраслевых, межотраслевых и общеправовых принципов.
Лицо, совершившее коррупционное правонарушение или правонарушение, создающее условия для коррупции, может быть привлечено к материальной ответственности.
Пределы материальной ответственности работника за допущенные нарушения устанавливаются законодательством, коллективным договором и (или) контрактом, договором о полной материальной ответственности.
Например, в подпункте 10.6 пункта 10 Положения о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.10.2003 № 1271, закреплено, что в контракте должно быть указано в качестве обязательного условия полная материальная ответственность государственного служащего за ущерб, причиненный по его вине нанимателю хищением материальных или денежных ценностей.
Совершение коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции, может влечь гражданско-правовую ответственность.
Например, в силу статьи 419 Гражданского кодекса Республики Беларусь торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Законодательством в отношении совершивших коррупционные преступления лиц также предусмотрены определенные правовые последствия в сфере служебных (трудовых) отношений.
В соответствии со статьей 22 Закона о борьбе с коррупцией не допускается назначение на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета, районных исполнительных комитетов, городских исполнительных комитетов (городов областного подчинения), местных администраций районов в городах, лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, установленным законодательными актами, в течение пяти лет после такого увольнения, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Этой же статьей определено, что назначение лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, предусмотренным законодательными актами, на руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности в течение пяти лет после такого увольнения, кроме предусмотренных частью 1 статьи 22 Закона о борьбе с коррупцией, осуществляется при условии согласования этого назначения с председателем районного, городского (города областного подчинения) исполнительного комитета, главой администрации района г. Минска (города областного подчинения), на территории которого расположена эта организация либо ее соответствующее структурное подразделение, в порядке, предусмотренном Советом Министров Республики Беларусь.
Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций», которым установлен перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения, в числе прочего указано такое обстоятельство, как нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией.
Лица, совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, не могут быть приняты на государственную службу.
Статьей 23 Закона о борьбе с коррупцией установлены дополнительные основания привлечения руководителей государственных органов и иных государственных организаций к дисциплинарной ответственности. Нарушение порядка приема лиц на государственную службу, выдача характеристик на работников, содержащих заведомо недостоверную информацию, являются грубым нарушением служебных (трудовых) обязанностей и влекут за собой привлечение руководителя к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами.
Кроме того, государственным служащим, совершившим в период прохождения государственной службы тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, пенсия за выслугу лет, предусмотренная Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», ежемесячное денежное содержание, предусмотренное Указом Президента Республики Беларусь от 30.11.2006 № 705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих», не назначаются (не выплачиваются).
При исчислении пенсии за выслугу лет сотрудникам Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, совершившим в период прохождения военной службы (службы) тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, оклад по воинскому (специальному) званию учитывается по воинскому званию «рядовой» или соответствующему ему специальному званию.
5. Взаимодействие с органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, обмен информацией
В соответствии со статьей 6 Закона о борьбе с коррупцией борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.
Правовые основы взаимодействия государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, с государственными органами и иными организациями, участвующими в такой борьбе, определены в статьях 10, 11, 43 Закона о борьбе с коррупцией, пунктах 4, 5 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732.
Вопросы взаимодействия указанных субъектов также регламентированы Положением о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 № 644.
Государственные органы и иные организации обязаны передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции (статья 10 Закона о борьбе с коррупцией).
К таким фактам может относиться любая информация (сведения) о наличии в действиях подчиненного признаков коррупции либо о подготовке к таким действиям (сведения о получении взятки, причинении крупного ущерба организации с использованием служебных полномочий, должностном хищении и т.п.).
При этом отсутствует необходимость устанавливать все признаки соответствующего правонарушения коррупционного характера (преступления). Проверка и дача правовой оценки такой информации относятся к компетенции правоохранительных органов и осуществляются в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Республики БеларусьеРеРесРррр.
Согласно статье 43 Закона о борьбе с коррупцией на руководителя государственного органа, иной организации возложена обязанность информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало известно о совершении таких правонарушений.
Соответствующую информацию направляют руководители тех государственных органов и иных организаций, работниками которых совершены правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения. Руководители вышестоящих организаций направляют такую информацию в отношении работников своих организаций.
В законодательстве не определен конкретный правоохранительный орган, которому необходимо представлять информацию о коррупционном поведении работников организации. В связи с этим при принятии решения о том, в какой именно из указанных органов направлять соответствующую информацию, следует учитывать компетенцию этих правоохранительных органов, которая регламентирована специальными законодательными актами (законы Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» и др.).
Сведения, документы и другие материалы в сфере борьбы с коррупцией, запрашиваемые государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, представляются незамедлительно, а если это невозможно - в течение трех суток (часть 2 статьи 11 Закона о борьбе с коррупцией).
Руководители государственных органов и иных организаций, не выполнившие или не в полной мере выполнившие требования статьи 43 Закона о борьбе с коррупцией, а также не представившие информацию, запрошенную государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
6. Обеспечение эффективности реализации антикоррупционной политики
Важной предпосылкой эффективности реализации антикоррупционной политики в государственном органе, организации является формирование антикоррупционного поведения работников.
Данная задача реализуется как принуждением (привлечением к ответственности за коррупционные действия, установление системы ограничений и т.д.), так и созданием условий для развития моральных качеств работников и повышения уровня образования. При этом приоритетное значение имеет именно последняя составляющая, поскольку в основе поведения лица, в том числе в коррупциогенных ситуациях, лежат его внутренние установки, система ценностей и уровень информированности.
Справочно. Профессиональная этика представляет собой систему морально-нравственных норм, предписывающих определенный тип человеческих взаимоотношений в ходе трудовой (служебной) деятельности. Ее содержание включает в себя принципы, правила и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности работника, характеру его взаимоотношений с коллегами и гражданами, обществом и государством, а также формы практического поведения (ритуалы, обычаи, традиции и т.д.).
В практической деятельности организаций этические стандарты и правила антикоррупционного поведения работников закрепляются в специальных локальных документах – кодексах этики, кодексах служебного поведения, стандартах и др.
К примеру, разработаны и утверждены кодексы чести судьи и прокурорского работника, стандарты поведения военнослужащих и гражданского персонала в главной военной инспекции Вооруженных Сил, правила профессиональной этики оценщика, регистратора, судебного исполнителя, работников таможенных органов и т.д.
Недостаточный уровень антикоррупционных знаний способствует возникновению правового нигилизма, а также приводит к совершению многих неумышленных правонарушений коррупционного характера (в сферах соблюдения антикоррупционных требований и обязательств, проведения процедур закупок товаров (работ, услуг), деятельности комиссий по противодействию коррупции и т.д.). Незнание руководителями и иными должностными лицами требований антикоррупционного законодательства влечет низкую требовательность к подчиненным по его соблюдению.
В связи с этим подпунктом 1.6 п.1 решения РКС государственным органам и организациям поручено обеспечить повышение уровня антикоррупционного образования граждан, разработав и внедрив в 2019‑2020 гг. систему подготовки (переподготовки) специалистов, осуществляющих закупочную деятельность, членов комиссий по противодействию коррупции, работников кадровых и иных служб.
Антикоррупционное обучение работников может проводиться как в самом государственном органе и организации, так и в специализированных образовательных учреждениях, включая ведомственные учреждения, обеспечивающие повышение квалификации. Возможно также получение работником антикоррупционных знаний самостоятельно. Целесообразно использовать комбинацию различных форм обучения.
Справочно. В Министерстве обороны практикуется ежеквартальная рассылка обзоров выявленных нарушений антикоррупционного законодательства, методических материалов по вопросам антикоррупционного законодательства для проведения занятий с личным составом.
В Министерстве юстиции внедрен институт наставничества, который охватывает, в том числе, вопросы антикоррупционной подготовки.
В Минском областном исполнительном комитете практикуется компьютерное тестирование кандидатов на руководящие должности по вопросам знания антикоррупционного законодательства с использованием образовательного электронного ресурса, разработанного Академией управления при Президенте Республики Беларусь.
Специальные информационные разделы по вопросам противодействия коррупции функционируют на официальных сайтах концернов «Беллесбумпром» и «Белгоспищепром», Национального банка, во внутренней информационной сети Министерства иностранных дел.
Имеется практика создания антикоррупционных документальных фильмов – «Тариф – коррупционный» (Государственный пограничный комитет), «Преступив черту» и «Скажи коррупции нет» (Министерство по чрезвычайным ситуациям), «Коррупция – игра на вылет» (Министерство обороны).
Разработаны антикоррупционные памятки и пособия для работников (концерны «Белнефтехим» и «Белгоспищепром», Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство спорта и туризма, Национальный банк).
В Гомельском облисполкоме разработаны рекомендации секретарям комиссий по противодействию коррупции, включая вопросы планирования, сбора информации, подготовки и проведения заседания, оформления протокола и контроля за исполнением решений.
При разработке формы и методов антикоррупционного обучения следует ориентированная как на получение работником новых знаний, так и на умение применять их в практической деятельности.
Обучение работников по образовательным программам дополнительного профессионального образования антикоррупционной тематики должно быть практикоориентированным и обеспечивать получение:
знаний нормативно-правовой базы по противодействию коррупции, в том числе в части установления запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, требований к служебному поведению, последовательности действий государственного органа, организации при выявлении правонарушений коррупционного характера, правовых и морально-этических аспектов противодействия коррупции;
навыков применения полученных знаний, включая способность оценить коррупционные риски в различных областях государственного управления, умение применить в практике государственного управления механизмы противодействия коррупции.
Механизмы участия граждан и общественных объединений (организаций) в антикоррупционной работе закреплены в статье 46 Закона о борьбе с коррупцией. К ним, в частности, относится:
участие в разработке и общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов;
участие в деятельности созданных в государственных органах и организациях комиссий по противодействию коррупции.
Представители общественных объединений дополнительно вправе реализовывать следующие формы участия в борьбе с коррупцией:
Механизм реализации отдельных форм участия представителей общественности в антикоррупционной деятельности детализирован в законодательстве.
В соответствии с п.2 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции по решению руководителя государственного органа (организации) в состав данной комиссии могут быть включены граждане и представители юридических лиц.
Граждане и юридические лица вправе направить в государственный орган (организацию), в котором создана комиссия, предложения о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии. Данные предложения рассматриваются на заседании комиссии и приобщаются к материалам данного заседания (п.12-1 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции).
В целях информирования общественности предусмотрена необходимость размещения информации о дате, времени и месте проведения заседаний комиссии на официальном Интернет-сайте государственного органа (организации) не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания (п.6 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции).
По решению председателя комиссии участие в заседании комиссии могут принять заинтересованные представители юридических лиц и граждане.
На государственном уровне к таким поощрительным механизмам относится выплата вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.09.2019 № 619 «О выплате вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции» предусматривается выплата вознаграждения до 50 базовых величин за предоставление:
Вопросы поощрения организациями своих работников, оказывающих содействие в предотвращении проявлений коррупции и их выявлении, выявлении правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений рассматриваются комиссией по противодействию коррупции по предложению ее членов (п.5 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции).
В связи с этим целесообразна разработка на уровне отдельных организаций локальных механизмов поощрения работников в связи с их участием в профилактике и выявлении фактов коррупции в организации.
При этом такие механизмы должны распространяться как на работников, которые в установленном порядке принимают участие в антикоррупционной работе (члены комиссий по противодействию коррупции, по проведению закупок, работники кадровых служб и т.д.), так и на любых иных работников, которые оказывают содействие в рассматриваемой сфере.
Необходимо обеспечить своевременное ознакомление всех работников с механизмами поощрения за содействие в сфере борьбы с коррупцией.