Рекомендации педагогу по созданию, поддержанию оптимального типа воспитательных отношений в триаде «педагог – дети – родители»

  • Говорить с родителями, детьми всегда в хорошем настроении, доброжелательно, заинтересовано;
  • использовать «золотое» правило педагогики: начинать разговор о человеке, а тем более о ребенке – с положительного, что даст импульс к продолжению беседы в доброжелательном тоне;
  • не прибегать к чрезмерным отрицательным оценкам деятельности ребенка, потому что эту оценку родители переносят на себя;
  • важно оценивать поступок, а не личность, так как этот «перенос» часто не совпадает;
  • всегда проявлять заинтересованное участие в судьбе ребенка, его семьи, что будет способствовать налаживанию доверительных отношений с родителями;
  • уметь хранить тайны как с родителями, так и с детьми;
  • верить в силы ребенка, его родителей, что придаст оптимизма в дальнейших совместных действиях семьи, школы и ребенка;
  • сочувствовать родителям, которые испытывают дискомфорт, неловкость в разговоре с педагогом из-за плохих поступков детей, уметь поставить себя на их место;
  • не беседовать с родителями о серьезных делах «на ходу», не спешить мгновенно сказать обо всем, чем недовольны, ибо в этом случае не может высказать свою точку зрения другая сторона. После такого «общения» родители уходят в подавленном настроении;
  • никогда не прибегать к сравнению одного ребенка с другим, а тем более родителей. Такой подход порождает раздражение, злобу, отрицательно сказывается на создании из родителей коллектива класса как содружества;
  • в разговоре с родителями больше места уделять конкретным советам (а не констатировать, утверждать), договору о совместной деятельности, о перспективах;
  • советы давать так, чтобы они были убедительными (анализировать аналогичные случаи, обращаться к рекомендациям ученых), чтобы родители их приняли;
  • телефонную связь использовать для разговора о чем-то положительном, о плохом лучше говорить не по телефону, что даст возможность для более широкого контакта в общении;
  • никогда не порицать действия того или иного ребенка перед родителями другой семьи, это может «обрасти» слухами и вызывать конфликт;
  • всегда помнить, что вы не только педагог, но и гражданин, человек. И если ребенок находится в экстремальных условиях, от родителей необходимо уметь потребовать в жесткой форме, немедленно заявить в соответствующие службы. По этому поводу длительное молчание и «тихое» обсуждение с коллегами делает вас пособниками «разрушителей» физического и психического здоровья ребенка, потому что он беззащитен, он – жертва.